Плата за грязь: депутаты решат, будут ли организации выбирать, как платить авансы

В Госдуму внесли поправки к Закону об охране окружающей среды. Онидолжны заработать с 2019 года.
К существующему способу расчета аванса, когда платеж определяют как 1/4 суммы платы за грязь за прошлый год, хотят добавить еще два:
• аванс в размере 1/4 суммы платы, исчисленной исходя из объема или массы выбросов в рамках нормативов и лимитов;
• аванс в размере части суммы платы, исчисленной по данным производственного экоконтроля объема и массы выбросов в предыдущем квартале текущего года.
Планируется, что организация сможет выбрать один из способов по каждому виду негативного воздействия на окружающую среду. Способ нужно будет указать в декларации о плате за грязь.
На малый и средний бизнес проект не распространяется. Им по-прежнему не нужно платить авансы.
Документ: Проект Федерального закона N 568200-7 (внесен в Госдуму 17 октября 2018 года)
Рекомендуем: Как рассчитать плату за грязь?

ЦБ РФ сохранил ключевую ставку на уровне 7,5% годовых

Совет директоров регулятора проголосовал за сохранение текущего уровня ставки.

Изменится ли она в декабре, во многом будет зависеть от геополитической ситуации. Центробанк рассматривает широкий спектр факторов и тенденций в экономике. Если все будет спокойно, то в декабре ставка, скорее всего, останется на прежнем уровне. А вот в пользу ее повышения в 2019 году может сыграть инфляция, вызванная увеличением ставки НДС и ростом цен на бензин.
Документ: Информация Банка России от 26.10.2018

Налоговики приняли новую форму 3-НДФЛ

Новый бланк стал значительно меньше: всего 13 листов вместо 20. Налоговики перераспределили сведения, которые нужно вносить в декларацию, удалили некоторые строки.
Например, доходы от предпринимательской деятельности теперь нужно будет показывать не на листе В, а в приложении 3. Там не будет отдельной строки для указания выплат по трудовым договорам. Не нужно будет показывать и сумму начисленных авансовых платежей. А вот строка для фактически уплаченных авансов останется. Кроме того, в этом же приложении нужно будет рассчитать и профессиональные вычеты. В действующей форме для этого есть отдельный лист Ж.
Не обошлось и без технических изменений, таких как новые штрихкоды и нумерация строк.
Предприниматели на общем режиме должны будут впервые отчитаться по новой форме за 2018 год.
Документ: Приказ ФНС России от 03.10.2018 N ММВ-7-11/569@

Тотальная спецоценка рабочих мест: что учесть бухгалтеру

31 декабря заканчиваются пятилетние «каникулы», когда многим офисам не требовалась спецоценка. Если не успеть ее провести, компании грозит штраф до 80 тыс. руб. У кого заказать спецоценку, какие рабочие места оценивать и как результаты влияют на налоги и взносы, расскажем в нашем обзоре.
Какие рабочие места должны пройти спецоценку
В конце года истекает отсрочка. До этого момента спецоценку условий труда нужно сделать на всех рабочих местах независимо от степени их «вредности», будь то место директора, бухгалтера или секретаря. Исключение составляют надомники и дистанционные работники: на них спецоценка не распространяется.
В отношении рабочих мест, которые признаются аналогичными, достаточно провести спецоценку 20% таких мест (но не менее двух мест). На остальные рабочие места результаты будут распространяться автоматически.
Обратите внимание на два момента:
• если рабочее место находится не в собственном, а в арендованном офисе, спецоценку проводить все равно нужно. Закон исключений для этой ситуации не содержит;
• если ваша фирма до конца года переедет в другое место, не тратьтесь сейчас на спецоценку. Проведите ее уже в новом офисе. Причем имейте в виду: у вас будет на это еще целый год.
Результаты спецоценки действуют пять лет. Однако если рабочие места включены в декларацию соответствия условий труда нормативам, на них спецоценку не нужно повторять, пока не произойдет несчастный случай на производстве, не выявится профзаболевание или трудовая инспекция не найдет нарушения охраны труда.
У кого заказать спецоценку
Найдите подходящую организацию в реестре на сайте Минтруда и подпишите с ней договор.
Как проводится спецоценка
Вкратце процедуру можно описать так:
• компания создает внутреннюю комиссию, которая утверждает перечень рабочих мест для оценки;
• эксперты нанятой организации исследуют условия труда на рабочих местах, приведенных в перечне, и готовят отчет;
• члены внутренней комиссии подписывают отчет. Спецоценка считается завершенной, когда председатель комиссии утвердит отчет. Значит, сделать это нужно не позже 31 декабря;
• работников знакомят с результатами спецоценки, а в инспекцию труда направляют декларацию по «безвредным» рабочим местам.
Подробнее о проведении спецоценки и оформлении ее результатов можно прочитать в нашем материале.
Как спецоценка влияет на налоги и взносы
Налог на прибыль. Расходы на спецоценку можно учесть в составе прочих расходов на дату составления акта приемки или иной первички, подтверждающей оказание услуг.
УСН. Минфин и ФНС считают, что при УСН затраты на спецоценку учесть нельзя.
Взносы на травматизм. Результаты спецоценки, которую компания проведет до конца года, отразите в табл. 5 формы 4-ФСС за I квартал 2019 года. Онипригодятся при расчете скидки к тарифу страховых взносов на 2020 год. Заявление на скидку нужно будет подать до 1 ноября 2019 года.
Взносы на пенсионное страхование. Спецоценка может повлиять на эти взносы только в том случае, если профессия работника дает право на досрочную пенсию. Доптариф применяется, если установлены вредные или опасные условия труда.
Какие штрафы грозят за отсутствие спецоценки
Штрафы составляют:
• для компании — от 60 тыс. до 80 тыс. руб.;
• для директора компании — от 5 тыс. до 10 тыс. руб.;
• для ИП — от 5 тыс. до 10 тыс. руб.
Из разъяснений Роструда следует: максимальный размер штрафа не зависит от того, сколько рабочих мест не прошли спецоценку. 10 их или 100 — компания заплатит не более 80 тыс. руб. В судебной практике такой подход тожеотражен.
Вместо штрафа могут вынести предупреждение, но это маловероятно.

Суды не разрешают инспекциям вольности в приеме электронной декларации

По регламенту у инспекции есть всего несколько оснований, чтобы отказаться принимать декларацию, которую налогоплательщик подал в электронном виде. Однако налоговая часто пытается расширить свои полномочия. Такие вольности организации успешно оспаривают в судах.
Напомним, компании могут отказать в приеме электронной декларации по одному из следующих оснований:
• нет документов, подтверждающих полномочия представителя;
• отчетность подана не по действующей форме или формату;
• нет усиленной квалифицированной электронной подписи руководителя или данные владельца квалифицированного сертификата не соответствуют данным руководителя организации;
• отчетность подана не в тот, что нужно, налоговый орган;
• нет всех обязательных реквизитов.
На что же пытается ссылаться налоговая?

КС РФ запретил «сжигать» неиспользованные отпуска

Конституционный суд указал: при увольнении сотруднику нужно компенсировать все отпуска, которые он не отгулял за время работы. При этом неважно, как долго сотрудник не отдыхал.
Проблема заключалась в том, что согласно Конвенции МОТ N 132 остаток отпуска нужно использовать не позднее 18 месяцев после окончания года, за который этот отпуск предоставляется.
Некоторые суды рассматривали данное правило как один из ограничителей срока, в течение которого работник может обратиться в суд, чтобы взыскать деньги за неиспользованные отпуска. Так поступали, в частности, Мосгорсуд иСанкт-Петербургский городской суд.
КС РФ отметил, что правило о 18 месяцах не должно применяться к уволенным работникам и ограничивать их право на компенсацию.
Значит, даже если прошло, к примеру, 10 лет с тех пор, как не был использован отпуск, то за него все равно придется платить в случае увольнения сотрудника.
Документ: Постановление КС РФ от 25.10.2018 N 38-П

Рекомендуем: Как рассчитать компенсацию отпуска при увольнении?(Путеводитель по кадровым вопросам)

Электронные трудовые книжки могут стать реальностью

Минтруд планирует заменить бумажные трудовые книжки на электронныесведения.
Новшества хотят вводить постепенно. С 2020 года работодателям нужно будет заботиться одновременно об электронных и бумажных книжках. От привычных книжек начнут отказываться с 2021 года и, возможно, с 2027 года их перестанут вести вовсе.

Нельзя отстранять работника за нарушение трудовой дисциплины

Суд подчеркнул, что нарушение дисциплины не относится к основаниямдля недопущения к работе.
Если сотрудника отстранили по причине, не указанной в законе, значит, его лишили возможности трудиться. В этом случае работодатель должен возместитьему неполученный заработок за время вынужденного прогула.
Отметим, на сторону сотрудников, отстраненных от работы без законной причины, встают и другие суды. Пример можно найти в практике Воронежского областного суда.
Документ: Апелляционное определение Свердловского областного суда от 13.07.2018 по делу N 33-12125/2018

До 100 тыс. руб. хотят повысить сумму, за которой можно напрямую обратиться к работодателю должника

Планируется с 25 тыс. до 100 тыс. руб. увеличить сумму задолженности, в пределах которой исполнительный документ взыскатель может самостоятельно направить для удержания денег. Обратиться можно в организацию или к иному лицу, которое выплачивает должнику зарплату, пенсию, стипендию и другие периодические платежи. Проект приняли в первом чтении.
Вместе с исполнительным листом нужно представить заявление. В нем указываются сведения о взыскателе и информация, которая необходима для перечисления денег.
Документ: Проект Федерального закона N 519890-7 (принят в первом чтении 7 ноября 2018 года)

Покупатель вправе принять НДС к вычету, даже если предоплату перечислил не он

Когда вы получили счет-фактуру, который поставщик выставил после поступления предоплаты, смело принимайте НДС к вычету. Ничего страшного, если аванс за вас внесла другая организация,разъясняет Минфин. Судьи тоже на стороне покупателя.
Для подтверждения вычета рекомендуем собрать следующие документы:
• счет-фактуру;
• платежку на перечисление предоплаты. Желательно, чтобы в назначении платежа была пометка, что деньги вносятся за вас по определенному договору;
• договор с приложениями, в которых оговорен аванс;
• пояснения, что это вы попросили другую организацию перечислить предоплату;
• письмо, в котором просите фактического плательщика перечислить деньги за вас по реквизитам продавца.
Документ: Письмо Минфина России от 04.09.2018 N 03-07-11/62917

Рекомендуем: Налоги и взносы в октябре: на что обратить внимание